.......Философия красоты и здоровья Информационный проект о здоровом образе жизни
Главная
|
Nature`s Sunshine Products |
Каталог продукции |
Где купить NSP и Natria? |
Диагностика |
Здоровье |
Салон красоты |
Детский уголок |
Психология |
Экология жилища |
Форум |
Гостевая
| ||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Детский уголок > Здоровье ребёнка > ПроЧтение: Эмоциональный интеллект ребенка Чем поможет ребёнку развитый эмоциональный интеллект?
Так как я мама и педагог, меня всегда интересуют последние исследования в области психологического и интеллектуального развития детей, и я постоянно работаю над повышением своей родительской грамотности.
В последнее время всё чаще вижу в сети высказывания как обыкновенных родителей, так и учёных, которые отрицают пользу раннего развития и делают основной акцент на "естественность" развития ребёнка и отсутствие какого-либо стимулирования с помощью специальных методик. Не могу согласиться не только потому, что я мама одарённых детей, способности которых расцвели именно в созданных благоприятных условиях, но и потому, что есть исследования (например, Патрисии Кул), утверждающие важность раннего начала занятий (по крайней мере, это положение однозначно применимо к лингвистическому и физическому развитию детей).
Многих родителей, как и меня, всегда волновал вопрос не только как оптимально развить интеллект ребёнка, но и как вырастить его счастливым, способным решать сложные жизненные проблемы, правильно реагировать на негативные ситуации, уметь делать оптимальный выбор в сложных обстоятельствах и владеть своими эмоциями. Именно поэтому я последовательно прочла две книги – "30 миллионов слов" Даны Саскинд и "Эмоциональный интеллект ребёнка" Джона Готтмана и Джоан Деклер.
Понятие эмоциональный интеллект введено в психологии уже давно – в 60-х годах ХХ века, но активно использоваться оно стало только на рубеже 80-90-х годов. В 1995 году научным журналистом Дениэлом Гоулманом была опубликована научно-популярная книга "Emotional Intelligence", которая стала самой читаемой книгой, посвящённой социальным наукам. В книге была описана история развития теории эмоционального интеллекта и дан обзор современных научных представлений об этом явлении.
Дениэл Гоулман в предисловии к книге "Эмоциональный интеллект ребёнка" пишет: "...родители должны максимально использовать драгоценные моменты, которые они могут посвятить своим детям, и приложить целенаправленные усилия, чтобы привить им ключевые навыки межличностного общения, такие как возможность понять и справиться с беспокоящими их ощущениями, контроль над импульсами и эмпатия. В своей книге Джон Готтман предлагает научно обоснованный и в высшей степени практичный способ, позволяющий родителям дать своим детям необходимый набор инструментов для дальнейшей жизни."
Страшные факты – детские суициды, наркомания, неуправляемая агрессия кричат о том, что в обществе существует огромная проблема – неумение детей справляться со своими эмоциями и решать проблемы, не впадая в крайности и не избегая их.
Статистика за последние несколько десятилетий такова (данные о США): - число убийств среди подростков увеличилось в 4 раза; - количество самоубийств возросло в 3 раза; - удвоилось количество изнасилований в подростковой среде.
"Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям. Факты свидетельствуют, что у девочек неспособность различать чувства тревоги и голода в будущем приводит к беспорядочному питанию (...) Для мальчиков импульсивность в ранние годы может означать повышенный риск вступления на путь преступлений и насилия, и для всех детей неспособность справиться с тревогой и депрессией увеличивает вероятность злоупотребления наркотиками или алкоголем в дальнейшей жизни." (стр. 8)
Книга Джона Готтмана – это практическое руководство, как сблизиться со своими детьми любого возраста, лучше понимать их, помочь им понять себя и научить справляться со своими эмоциями.
Злость, печаль и страх – эмоции, которые испытывают все. Умение ребёнка управлять своими эмоциями поможет правильно реагировать на сложные жизненные ситуации и находить из них оптимальный выход. Состояния грусти или гнева – это моменты, когда ребёнок испытывает наибольшую потребность, чтобы родители были с ним рядом. Даже если вы просто поможете ребёнку назвать эмоции, которые он в данный момент испытывает, это уже станет частью решения проблемы. "По данным исследований, обозначение эмоции обладает успокаивающим действием на нервную систему и помогает детям быстрее восстановиться после неприятных инцидентов." (стр. 112)
Книга содержит большое количество тестов, позволяющих оценить разные стороны воспитательного стиля, которого вы придерживаетесь. По Готтману, родители делятся на четыре типа: те, кто не принимает всерьёз негативные эмоции своих детей (отвергающие); те, кто критикует за проявление негативных эмоций и может за них наказать (неодобряющие); тех, кто принимает эмоции своих детей и не вмешивается, в каких бы формах они ни проявлялись (невмешивающиеся); те, кто воспринимает негативные эмоции детей как данность, и помогают с ними справиться (эмоциональные воспитатели). Подробно разбираются ситуации, возникающие при выборе определённой воспитательной линии и то, как каждый стиль воспитания влияет на развитие детей.
Любой родитель при желании сможет стать "эмоциональным воспитателем". Но эмоциональное воспитание – это огромная работа, требующая постоянного напряжения сил. Джон Готтман сравнивает её с работой тренера: чтобы научить ребёнка правильно реагировать и направлять свои эмоции в нужное русло, эмоции нужно тренировать! По результатам исследований, эмоционально тренированные дети адекватно справляются со стрессом и быстрее восстанавливаются.
Джон Готтман утверждает, что укреплять эмоциональные связи можно даже с младенцами. Он приводит интересное и простое упражнение на развитие эмоционального интеллекта у детей, которые ещё не умеют хорошо разговаривать и, соответственно, полноценно выражать свои мысли. Каждый вечер Джон занимался со своей малышкой Морией (в возрасте 9-12 месяцев) – брал шариковую ручку и рисовал на подушечках пальцев одной руки разные выражения лиц. "Большой палец всегда выглядел сердитым, указательный – грустным, на среднем было выражение страха, на безымянном – удивление, а на мизинце – радость. Мория забиралась ко мне на колени, и мы говорили с "ребятами" о том, как прошёл их день. Большой палец мог сказать: "О, это был плохой день. Я был так зол. что мог что-нибудь пнуть." Указательный мог сказать: "У меня тоже день прошёл плохо. сегодня мне было грустно и хотелось плакать." Потом "ребята" поворачивались к Мории и спрашивали её: "А какой день был у тебя?" Она некоторое время думала, а затем хватала палец, похожий на её день. Так я помогал ей назвать своё чувство: "Сегодня у тебя был печальный день." Когда она выучила больше слов, её жест стал сопровождаться словами. Она могла сказать: "Скучала по маме." Тогда я добавлял: "О, сегодня тебе было грустно, потому что ты скучала по маме. когда она ушла на работу." Затем я проявлял сочувствие: "Я понимаю, как ты себя чувствовала". И добавлял: "Иногда, когда мама уходит на работу, мне тоже бывает грустно, потому что я по ней скучаю"." (227 стр.)
Чтобы быть эмоциональным воспитателем, нужно, конечно, самому уметь контролировать свои эмоции: "Это как в инструкции по технике безопасности в самолёте. Сначала вы должны надеть кислородную маску себе и только потом своему ребёнку". Но порой дети выводят нас из себя и сдержаться просто нет сил. Как тут быть?? Ценный совет от автора "Эмоционального интеллекта ребёнка": "...если ребёнок делает то, что сводит с ума, то проявлять свой гнев – это нормально. Самое главное – выразить свои чувства таким способом, который не разрушит отношения с детьми. Поступая таким образом, вы продемонстрируете две очень важные вещи: 1) сильные чувства можно выражать и регулировать и 2) поведение ребёнка действительно имеет для вас значение. Гнев можно выпустить наружу, но только при условии, что вы проявляете уважение. Лучше избегать сарказма, презрения и уничижительных комментариев, потому что они снижают самооценку детей. Вы должны сосредоточиться на действиях ребёнка, а не на его характере. Ваши комментарии должны быть конкретными и объяснять ребёнку, какое влияние оказывают на вас его действия." (стр. 90)
Если вы хотите лучше осознать свою эмоциональную жизнь и стать хорошим эмоциональным воспитателем для своих детей, то для достижении цели существует множество способов: - медитация - ведение дневника классического или "дневника эмоций" - игра на музыкальных инструментах - рисование - другие виды творческого самовыражения.
Джон Готтман предупреждает: "...развитие эмоциональной осознанности требует пребывания в одиночестве, того, на что часто не хватает времени у современных занятых родителей. Напомните себе, что время, проведённое в одиночестве, может помочь вам стать лучшим родителем, и тогда это не покажется прихотью. Супруги могут по очереди гулять с ребёнком или уезжать с ним на выходные, а родители, не живущие вместе, могут передавать уход за ребёнком друг другу." (стр. 99)
Рассматривая особенности психологического развития детей от 4 до 7 лет Готтман уделяет большое внимание описанию детских страхов – бессилия, темноты, ночных кошмаров, родительских ссор, страха быть брошенным и страха смерти – и способов, как с ними справиться.
Многие родители пытаются скрыть от ребёнка факт смерти – близкого человека или домашнего питомца. Это неправильно. Ребёнок, который со временем поймёт, что его обманывали (например, говорили, что "собачка убежала", "попугайчик улетел", а бабушка "уехала"), будет расценивать сокрытие смерти как нежелание вообще обсуждать тему конечности жизни, и когда будет нуждаться в поддержке, столкнувшись с утратой, не сможет разделить свои переживания с самыми близкими людьми – родителями...
"Чего бы ни боялся ваш ребёнок, вы должны помнить, что страх – это естественная эмоция, выполняющая полезную функцию в жизни молодых людей. Конечно, дети не должны быть настолько пугливыми, чтобы бояться исследовать и изучать мир, но они должны знать, что иногда мир бывает очень опасным. И именно страх служит адекватным предупреждением." (стр. 239)
В книге есть масса советов для родителей, как взаимодействовать с подростками и оказать им поддержку в трудных ситуациях – не только в отношениях с другими, но и помогать им понять самих себя, а следовательно, жить в гармонии с собой и миром.
Подростковый возраст сложен не только по причине того, что из-за процесса гормональной перестройки подросток часто не может управлять собой, но и потому, что родителям нужно выбрать правильный баланс между участием в воспитании всё ещё ребёнка, с одной стороны, а с другой, не мешать ему независимо развиваться и познавать себя.
В книге затрагиваются и такие важные проблемы, как роль отца в эмоциональном воспитании и то, как воспитывать детей в правильном ключе и не отдаляться от них, если родители развелись.
Для русскоязычных читателей книга "Эмоциональный интеллект ребёнка", только переведённая в 2016 году, открытием не стала (на языке оригинала книга выпущена впервые в 1997 году), т.к. с 2000 г мы уже имели счастье прочесть книгу Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком. Как?" фактически посвящённую эмоциональному воспитанию (активному слушанию, в частности). Но чтение книги Джон Готтмана прекрасно дополняет общую картину чрезвычайной важности роли родителей в эмоциональном развитии детей и приводит конкретные способы решения возникающих эмоциональных проблем у детей.
Книга содержит данные многочисленных и длительных исследований в области изучения эмоционального интеллекта детей и содержит большое количество отсылок к первоисточникам для тех, кто хочет более глубоко разобраться в проблеме.
В приложении к "Эмоциональному интеллекту ребёнка" даны списки книг по возрастам, которые при совестном чтении послужат хорошим поводом для того, чтобы поговорить об эмоциях. К сожалению, лишь несколько книг из рекомендуемого списка переведены на русский язык, но что касается книг из списка "Книги для младенцев и детей ясельного возраста", то их без труда можно будет прочесть даже с начальными знаниями английского и заодно использовать для первых лингвистических занятий.
Подводя итоги после прочтения книги, хочу сказать: воспитание эмоционально здоровых детей, точно так же, как и контроль физического здоровья – это ответственность родителей. Любые проблемы детей – это проблемы родителей (супружеские конфликты, эмоциональная холодность родителей, неверная расстановка приоритетов в жизни, отсутствие самоконтроля).
"Хорошее воспитание, – пишет Джон Готтман, – начинается в вашем сердце и продолжается в те моменты. когда ваши дети переживают сильные эмоции: расстраиваются, злятся или испытывают страх. Оно заключается в оказании поддержки тогда, когда это действительно важно. Эта книга укажет вам правильный путь."
Елена Силич, педагог, мама троих одарённых детей
Продолжаем читать полезные книги по воспитанию и развитию детей. "30 миллионов слов" >>>
Наверх Обсудить статью в Форуме
Лучшие книги по раннему развитию
Читайте также:
Советы родителям по обеспечению психической устойчивости детей Трудные подростки: как сними жить 10 заповедей для родителей. Януш Корчак Позитивный жизненный сценарий. Отец и дочь Чем полезна медитация, и почему мы ошибаемся. Книги о работе мозга Тетради Кумон и компания: развиваем детей весело и результативно Как помочь ребенку учиться в школе? Как обеспечить безопасность ребёнка в городе? Как правильно отдыхать с детьми? Лучшие отели для отдыха с детьми в Турции Если ребенок не желает читать... О пользе пазлов, кубиков и составных картинок Лучшие методики раннего развития: чтение с пелёнок Обязательная антипаразитарная программа для детей Как защитить себя и ребёнка от гриппа? Влияние электро-магнитных волн на организм человека Почему мамы отказываются от детской косметики Johnsons Baby? Что делать, если ребёнку предлагают госпитализацию? Как выбрать хорошего врача? Врач Роберт С. Мендельсон. Прививки – бомба замедленного действия Омега-3 жирные кислоты. Влияние на формирование мозга плода и IQ детей раннего возраста
|
|
Главная | Nature`s Sunshine Products | Каталог продукции | Где купить NSP и Natria? | Диагностика | Здоровье | Салон красоты | Детский уголок | Психология | Экология жилища | Форум | Гостевая Copyright © 2008-2017, "Beauty & Health Philosophy"
mailto: nsp-zdorovje@yandex.ru Разрешаю использовать любые авторские материалы сайта с видимой активной ссылкой О проекте Вход для рекламодателей |